?

Log in

Кора вокруг священной горы Амнье Мачен. Часть 1 - Тантра [entries|archive|friends|userinfo]
Тантра

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Кора вокруг священной горы Амнье Мачен. Часть 1 [Dec. 6th, 2013|11:05 am]
Тантра

ru_tantra

[kawachen]
Это было самое сказочное путешествие за многие годы. В нем было все – древние монастыри, горные перевалы, необъятные степи, быстрые реки с чистейшей ледяной водой, снег, дождь, жара и холод, тибетские кочевники, пасшие стада яков и овец… А над всем этим возвышался ледник Амнье Мачен.





Амнье Мачен (тиб. ཨ་མྱིས་རྨ་ཆེན་ a myis rma chen, кит. 阿尼玛卿山 animaqingshan) – самая высокая вершина одноименного горного хребта Амнье Мачен, расположенная в провиции Амдо Восточного Тибета (Голок-тибетский автономный округ, провинция Цинхай, КНР). Амнье Мачен – это восточное продолжение горной системы Куньлунь, простирающейся от Памира на западе Китая до Сино-Тибетских гор на востоке, окружает Тибет с севера. У горного хребта четырнадцать пиков. Самый высокий пик - Амнье Мачен — достигает 6282 метров, являясь 23-ей по высоте вершиной в Китае. Второй по высоте пик – Драдул Лунгшок, который достигает 6154 метров. Третий – пик Ченрезиг – 6127 метров.



Амнье Мачен по значимости является второй из четырех самых священных вершин в Тибете, уступая первое место Кайласу (Нгари, Западный Тибет / Тибетский Автономный Район). Остальные две вершины – это гора Кава Карпо (Кхам / граница провинции Юньнань и Тибетского Автономного Района) и Миньяк Ганкар (Кхам / провинция Сычуань). Однако среди тибетцев провинции Амдо Амнье Мачен является самой священной вершиной. Эта гора – место обитания божества-защитника Мачен Помра (тиб. རྨ་ཆེན་སྤོམ་ར rma chen spom ra), также известного под именем Магьял Помра (тиб. རྨ་རྒྱལ་སྤོམ་ར rma rgyal spom ra). Ежегодно тибетцы совершают паломничество к этой вершине. Они верят, что прошедшие кору (обход) вокруг Амнье Мачена обретают силу и устанавливают особую связь с Мачен Помрой. После прохода коры этот защитник всячески помогает в делах, человеку сопутствует удача, он быстро добивается успеха.



Мачен Помра является не только мирским защитником, но также духом гор и покровителем всей территории Амдо. Последователи бон — добуддийской религии Тибета – также поклонялись этому божеству. В 7 веке нашей эры буддийский мастер из Индии Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) пришел в Тибет и подчинил Мачен Помру, сделав его бодхисаттвой десятого уровня (бхуми). С тех пор Мачен Помра стал занимать важное место среди пантеона защитников и божеств в тибетском буддизме. Автор «Истории океана защитников Дхармы» (тиб. དམ་ཅན་བསྟན་སྲུང་རྒྱ་མཚོའི་རྣམ་ཐར dam can bstan srung rgya mtsho’i rnam thar) Лелунг Шепей Дордже (тиб. སླེ་ལུང་བཞད་པའི་རྡོ་རྗེsle lung bzhad pa’i rdo rje) представляет Мачен Помру как главного среди 360-ти духов гор. Супруга Мачен Помпы – Гунгмен Лхари (тиб. གུང་སྨན་ལྷ་རི gung sman lha ri), у них было восемнадцать детей — девять сыновей и девять дочерей.

Раньше ежегодно до десятки тысяч тибетских паломников совершали обход вокруг горы Амнье Мачен, делая подношения Мачен Помре, вознося молитвы о счастье всех живых существ. Кора вокруг горы протягивается почти на 200 км, обход занимает от 7 до 9 дней. Паломники, которые обходят кору, делая простирания, идут до двух месяцев.



В 1949 году китайские альпинисты попытались взобраться на вершину Амнье Мачена, но безуспешно. Пик Амнье Мачена был покорен только в 1981 году американскими альпинистами Галеном Ровелл, Гарольдом Кнутсен и Кимом Шмидт. Тибетцы обычно не восходят на вершины, так как по их верованиям там живут местные духи и божества, которых не стоит тревожить из-за праздного интереса. Более того, тибетцам часто приходится подниматься на холмы и горы, когда они пасут скот, ходят в гости в соседние деревни или отправляются в паломничества. Поэтому у них нет интереса взбираться на вершину горы без надобности.

«Кора» — это обход по или против часовой стрелки священного объекта. Это может быть ступа, монастырь, храм, озеро или гора. Буддисты обходят по часовой стрелке, последователи религии бон – против часовой. Тибетцы верят, что чем сложнее тропа коры и чем сильнее устремления идущего, тем больше благих заслуг можно накопить и, тем самым, очистить негативные кармы своего прошлого. По астрологическим подсчетам, в особые дни заслуги от обхода священных объектов увеличиваются в десятки тысяч раз. Особыми днями являются благоприятные дни по тибетскому календарю, дни полнолуния, солнечного или лунного затмений, а также год лошади.



2014 год — это год зеленой деревяной лошади. Этот год является самым благоприятным для паломничества к священным вершинам. В этот год сотни тибетцев будут совершать обход вокруг Амнье Мачена. Считается, что год лошади помогает при коре, делая обход более легким и благоприятным, а благие заслуги возрастают в геометрической прогрессии. Конечно, мы не можем почувствовать, что наша карма улучшилась, а заслуги накопились, но каждый прошедший кору ощущает изменения в своем мировосприятии. Ум успокаивается, чувствуется гармония с собой и со всем окружающим. Некоторые люди после коры решают основные проблемы или кардинально меняют свою жизнь, другим приходит большой успех в делах, третьи достигают состояние повышенной осознанности и избавляются от различных препятствий в религиозной практике.

Вершина Амнье Мачена является мандалой — символом сферы обитания божеств и чистой земли просветленных существ. Во время коры вокруг горы паломники обращают свое сознание к центру Амнье Мачена, создавая благие намерения. Тем самым, по верованиям тибетцев, энергии мандалы активизируются, преображая сознание и мировосприятие человека.

Летом этого года у меня появилась возможность пройти кору вокруг Амнье Мачена вместе с русской группой. За годы жизни в Тибете я несколько раз была в Голоке, но тогда мне ни разу не удавалось увидеть вершину Амнье Мачена. Во время моих прошлых приездов небо было затянуто плотными облаками. Но в этот раз у нас получилось пройти удивительную кору. Нам очень повезло и с погодой, да и сама кора прошла гладко и относительно легко. Мои ощущения во время и после коры сложно сравнить с другими ощущениями от туристических поездок и паломничеств, которых за последние четыре года было довольно много. Я не ошибусь, если скажу, что кора вокруг Амнье Мачена была самой лучшей, глубокой, запоминающейся и изменившей меня поездкой за все эти годы.

Гора Кайлаш в Западном Тибете ежегодно принимает тысячи туристов и паломников. Кайлаш – самая священная вершина для буддистов, индуистов, джайнов и последователей религии бон. В последние годы к этой горе ездят все больше и больше иностранцев, в то время как гора Амнье Мачен по-прежнему остается закрытой завесами тайн из-за недостаточности информации. В отличие от Кайлаша здесь редко можно встретить группы иностранцев. Конечно, иностранные туристы есть, но, в сравнении с Кайлашем или другими местами Центрального Тибета, их совсем мало. А ведь Амнье Мачен – это настоящий клад как для паломников, так и для туристов!



Кора в среднем занимает от семи до девяти дней. За это время приходит ощущение абсоютного отрыва от цивилизации и полного погружения в природу и жизнь тибетских кочевников. Я буду рада поделиться со всеми информацией об этом удивительном месте и помочь в организации путешествия.

В июне этого года наша компания организовала поездку на кору вокруг Амнье Мачена для группы Марины – моей давней подруги и просто очень хорошего человека. У меня каким-то чудом образовалось свободного время, и я отправилась покорять горные тропы вместе с ними. В этот раз Мачен Помра был ко мне более благосклонен и, наконец, показал все свои красоты. Следует отметить, что погода в районе Амнье Мачен – непредсказуемая. В одни и те же сутки может быть и жара, и снег, и дождь, и мороз. Ко всему надо быть готовым. Нам с погодой сказочно повезло: был один день мокрого снегопада и один день дождя. В остальные же дни погода была достаточно теплой, небо ясным с переменной облачностью. Нам удалось вдоволь насладиться видами снежных вершин, которые нельзя увидеть в сильную облачность, а также во время дождя или снегопада.

Вечером мы встретили в аэропорту Синина прилетающих из Москвы Марину и ее друзей — Женю, Иру и Оксану. Следующий день прошел в подготовке к поездке на кору: девушки докупали необходимые вещи и знакомились с городом, а наш офис закупал еду, газовые балоны, паковал спальники и палатки. На следующий день рано утром мы выехали на микроавтобусе из Синина в уезд Цигортханг (тиб. རྩི་གོར་ཐང་ rtsi gor thang), также известный под китайским названием Синхай (кит. 兴海 xinghai). В этом районе Амдо преимущественно живет кочующий народ. Они в большей степени сохранили свои обряды, быт и традиции, нежели тибетцы из городов. Здесь мужчины одеты в чупы, на их поясах висят ножы, а на головах – ковбойские шляпы. Женщины также одеты в традиционные наряды, а их головы, шеи и руки украшены национальными украшениями. Они говорят на чистом диалекте амдосского языка, знают много песен и историй, которые передаются из поколения в поколение. В этом уезде находится 14 известных монастырей: 9 монастырей школы гелуг, 4 ньингмапинских монастыря и 1 монастырь школы кагью. В 33х километрах от Цигортханга находится монастырь Дракар Тредзонг. Монастырь расположен у подножия скал в живописной долине. Там живет около 500 монахов, находящихся под руководством 20 наставников. Тредзонг является важным местом паломничества в Амдо. В скалах близ монастыря медитируют монахи и отшельники. Недалеко также есть поселение монахинь школы ньингма тибетского буддизма. Большая скала, в ложбине которой находится монастырь, похожа на крупного слона. У входа в монастырь нас встретил монах — друг нашего сотрудника Ринчена, вместе с которым мы поехали в это путешествие. Мы гуляли по монастырю, зажигали масляные лампады, каждый возносил свои молитвы. Рядом с монастырем нет отелей, поэтому мы ночевали в отеле в городе Цигортханг. «Эх, это последняя ночь с удобствами перед поездкой», — думала я в тот вечер. Но оказалось, что последующие ночи в палатках были даже лучше той ночи на белоснежных простынях в новом отеле.



Утром после завтрака мы отправились в поселок Таву Щонгма (китайское название – Ся Даву) – отправной пункт перед корой. Всего есть два отправных пункта перед корой – Таву Щонгма и город Мачен, находящийся западнее. Так как наши знакомые кочевники с яками живут вблизи Таву Щонгма, наша группа начинала кору отсюда. Этот маршрут является классическим, по которому большинство тибетских паломников начинают обход вокруг Амнье Мачена. Мы разбили лагерь в тихом месте близ поселка, и наш водитель уехал обратно в Синин. Так как Таву Щонгма находится на высоте 3950 метров над уровенем моря, девушкам надо было акклиматизироваться, а мы с Ринченом принялись сортировать продукты и паковать все необходимые для коры вещи. Мы плотно поужинали, а потом сидели у костра, пили чай, разговаривали и любовались красивым закатом. К 8 часам вечера прискакали на своих диких лошадях наши кочевники – Нима Церинг и Нако. Они живут в районе Амнье Мачена, три раза в год меняя место жительства. В летнее время года Нако живет на втором дне коры, а Нима – на шестом. Они пригнали яков, на которых мы планировали везти все вещи и продукты. Помимо яков в нашем распоряжении были две лошади, к счастью, не такие дикие, как лошади Нимы и Нако.



Продолжение следует.
LinkReply